Медиа > Новости

Школа для яхтсменов "Ветреное увлечение". Занятие 1 - Введение. Немного об обучении. Программа курса
Школа для яхтсменов "Ветреное увлечение". Занятие 1 - Введение. Немного об обучении. Программа курса
Нет ничего прекрасней на свете чем танцующая женщина, скачущая лошадь, парящая в облаках птица, цветущая сакура и много чего другого. Трудно поспорить с этим. С уважением отношусь  к тем, кто в позе лотоса погружается в нирвану, до изнеможения дубасит друг друга различными стилями единоборств, окучивает невиданные урожаи картошки и  даже сутками культурно проводит время в своих гаражах. Это их выбор.

Но наша рубрика посвящена тем, кто может часами смотреть на несущийся в ореоле брызг парусник, сутками не бросать штурвал, долгими зимними вечерами месяцами  карпеть над изучением морских карт, годами строить яхту своей мечты, а затем всю жизнь вести её к намеченной цели. Тем, кто заболел «ветреной» болезнью, для кого яхта стала (или становится) родным домом, экипаж второй семьёй, а гавань яхт-клуба местом притяжения и силы.

Конечно, крайне нескромно взять на себя ответственность обучать яхтингу, когда в мире столько звёзд парусного спорта, великих парусных капитанов, покорителей океанов, прославленных  яхтсменов и выдающихся учителей. Более того, в последнее время стало доступным  огромное количество яхтенных пособий (можно смело сказать переизбыток), в том числе и видео уроков. Появилась возможность обучения яхтингу по интенсивным компьютерным методикам, сдать яхтенные ЕГЭ и через пару недель получить заветный капитанский сертификат. Резонно возник вопрос, а зачем нужна эта рубрика?

Но ведь не все начинающие яхтсмены  могут получить совет как, и с чего начинать обучение, какому учебнику и какому автору отдать предпочтение, а самое главное, получить информацию об особенностях местного яхтинга, акваториях, гаванях,  стоянках, правилах  плавания и тд. Ну и, конечно, бесценный опыт посадок на мель, аварий, поломок и катастроф, в которых участвовал лично или расследовал их причины, будет цементировать наши учебные знания.

Как говорилось выше, яхтенных школ и методик преподаваний множество. Наиболее признанными в мире являются стандарты подготовки RYA (Великобритания) и IYT (Америка). Обладатели этих дипломов будут признаны почти во всех странах мира и получают возможность брать яхту в чартер без капитана. Кому отдать предпочтение? На мой субъективный взгляд курс RYA более профессиональный и цельный, подкреплен достаточным количеством часов практики на воде, но к сожалению, не популярен в России, потому, что преподавание на английском языке и нужны хорошие навыки по управлению яхтой. Курс IYT у нас более распространен из-за своей доступности и преподаванию на национальном языке, а также ускоренной подготовке. Взлет, посадка и через десять дней ты можешь стать дипломированным капитаном. Бери яхту и катайся по всем морям и океанам. Но…

К сожалению права RYA и IYT в России не признаются. Т.е имея яхту под российским флагом капитан должен иметь национальные документы. Вот здесь начинается головоломка. Яхтсмены родившиеся до 1970 года могут иметь и гордиться документами, выданными Спорткомитетами союзных республик, краев и областей, но если они  не обменены  на ныне действующие, то показывать их можно только внукам. Надо отметить, что подготовка и дипломирование яхтсменов в те годы была очень тщательной, долгой и только единицы могли получить капитанские корочки. Минимальный срок составлял 8 лет. Т.к надо было пройти последовательно годы  и годы в должности матроса, рулевого 2 и 1 класса и только потом капитана. Поэтому обладатели  тех дипломов так дорожат ими и хранят в коробочках вместе с гособлигациями, сберкнижками и медалями. В лихие девяностые право управлять парусной яхтой могли давать федерации парусного спорта, вплоть до яхт-клубов и яхтенных школ. Естественно количество капитанов возросло в разы. Но лодок тогда было мало, просто они стали переходить из общественной в частную собственность. И, несмотря на неизменность программ подготовки, уровень знаний и навыков новых хозяев стал заметно ниже. Следующие десять лет государству было не до яхтсменов. Зато в новом тысячелетии народные избранники плодят законы по урегулированию парусной жизни чуть ли не ежегодно. На сегодняшний день в битве гигантов –покровителей яхтсменов выигрывает МЧС, чьё структурное подразделение ГИМС (государственная инспекция по маломерным судам) получила право дипломировать капитанов парусных судов.

Данные права имеют ряд ограничений по размерам яхт, их парусности, району плавания, но в пределах России пока безоговорочно признаются. Получить такие права стало достаточно просто. Немножко учебных часов и экзамен в классе и совсем немножко практики на воде. Поскольку ГИМС не имеет в своём штате преподавателей и парусных яхт, процесс подготовки отдан всевозможным яхтенным школам. Среди которых встречаются и добросовестные. А сами документы выписываются вышеназванным компетентным органом.

Альтернативой гимсовских документов пока являются свидетельства и дипломы МИНТРАНС, выданные капитанами морских или речных портов. Эти прекрасные документы в твердом переплете, снабженные гербами и важными подписями, переводом на английский язык, вызывают уважение. Одно время их было можно получить, обменяв устаревшие дипломы. Теперь эта компания прекращена. Но есть одно но… Счастливцы, проживающие в городах-портах и получившие такие дипломы, могут положить их в коробочку с гособлигациями и дипломами советского образца своих дедов. Причина в том, что помимо прав на управление парусным судном они должны еще иметь и судовой билет яхты. Тоже выданным капитаном порта. А это морской или речной регистр. И совсем другие требования и соответственно деньги. Лично мне в течении 3 лет, потратив примерно 3.5 тыс евро, вытащив из архивов Эстонской республики построечные чертежи, заказав расчет остойчивости и непотопляемости на кафедре кораблестроения, так и не удалось достигнуть цели. Ну нет у меня водонепроницаемых дверей, стрелка прогиба палубы не та, и текучесть металла в вантах не подтверждена сертификатом.  

Таким образом: Хочешь быть яхтенным капитаном - учись в яхтенной школе, получай права ГИМС и особо не парься. Правда, могут быть проблемы при получении чартерной яхты. Для гарантированного чартерного плавания лучше иметь документы RYA и IYT . Если твой район плавания жаркие моря или любые зарубежные воды, - захвати минтрансовский диплом и главное, будь готов в очередной раз поменять правила игры.

Поскольку мы как настоящие патриоты ориентированы на отечественную систему подготовки и поддерживаем местного производителя (калининградскую яхтенную школу) то курс наших лекций будет состоять из следующих разделов.

1. Безопасность на море
2. Морская практика, устройство и теория управления парусной яхтой
3. Такелажная подготовка
4. Лоция
5. Навигация
6. Правила предупреждения столкновения судов
7. Метеорология
8. Правила плавания и местная лоция
9. Связь и сигнализация
10. Медицинская подготовка
11. На изюминку правила парусных гонок

Ориентированы данные лекции на местного, калининградского, начинающего яхтсмена, но возможно, они будут интересны и более широкому яхтенному сообществу.  


Какую литературу можно порекомендовать. Её море, но в этом море не вся вода чистая.

1. «Школа яхтенного рулевого» под редакцией Е.П.Леонтьева ФиС , М, 1974. Прекрасная книга, правда уже заметно устаревшая.
2. «Школа яхтенного капитана» под редакцией Е.П. Леонтьева ФиС, М 1983 такая же прекрасная книга, но для яхтсменов более высокого уровня. На мой взгляд раздел навигации устарел. Слишком много астронавигации (очень хорошая наука, это высший уровень для судоводителя и к сожалению, умирающая. GPS поглотил её).
3. «Справочник яхтсмена» судостроение, Б.Бонд Л, 1989 Красочное, популярное пособие, но простовато.
4. «Настройка парусов и такелажа» Ивар Дедекам, Изд.Великая река, М, 2007. Лучшая книга для начинающих на данную тему.
5. «Настройка гоночной яхты» Билл Гладстоун изд. Аякс-пресс, М, 2009. Если осилите, ваша яхта будет иметь лучшую, чемпионскую настройку. Но книга для подготовленного яхтсмена.
6. «Тактика парусных гонок» Билл Гладстоун, изд. Аякс-пресс, М, 2008. Книга для чемпионов клубных регат.
7. Курс лекций RYA и IYT. Скачать в интернете.
8. «Яхтинг теоритический курс» под редакцией А.Панасенко.  Хорошо иллюстрированное пособие. Рекомендую раздел навигации, где есть задачник.

Конечно, есть и другие достойные материалы. Многие я не знаю, другие вы не осилите, третьи просто будут излишними если вы освоите данные пособия.

«НЕ МНОГО АВАНТАЖУ СЫСКАЛ, А ОХОТА ПЛАВАТЬ ОТ ЧАСА СТАЛА БОЛЕЕ»
Петр 1.


Еще немножко и начинаем наше первое плавание.
С уважением, Сергей Евченко.



Фото - Елена Вертикова