Медиа > Новости

Школа для яхтсменов "Ветреное увлечение". Занятие 2 - Безопасность на яхте.
Школа для яхтсменов "Ветреное увлечение". Занятие 2 - Безопасность на яхте.
В развитие этого тезиса Международной морской организацией IMO разработана система обеспечения жизни на море Safety Management System (SMS), которая регламентирует каждый шаг и вздох моряка на борту судна. И теперь морское дело не столь романтичное, сколько  бюрократичное  выполнение всевозможных проверок и заполнение чек-листов. Поэтому если у вас есть знакомый  моряк и вы неосторожно скажете ему, что получили SMS-ку, то у него может случиться нервный срыв.

Чтобы не попасть в такую ситуацию, присмотритесь к нему, и надо быть осторожнее если:

1. Ночью на кухне, он делает себе кофе не включая свет, а подсвечивая себе фонариком и краем глаза поглядывая в окно.

2. Когда он, встречая гостей, на пороге дома раздает каждому бейджик и записывает фамилию.

3. Если у него в холодильнике с вечера стоит тарелка с колбасой, сыром и бумажкой «ночная вахта».

4. Если каждый раз, спускаясь в подвал, он полчаса вентилирует помещение, а перед входом заполняет чек-лист «entering  to enclosed spaсes».

5. Аббревиатура SMS у него в первую очередь ассоциируется с Safety Management System.

6. Когда ему скучно он напевает «Филипино манки» или бурчит «Марио, Марио, Where are you».

К счастью, капитаны и члены команд парусных яхт могут не выполнять всех требований IMO, потому что парусные яхты не являются конвенционными судами (суда, которые обязаны выполнять требования Конвенций IMO). На них распространяются требования Международной Парусной Федерации ISAF, но эти требования максимально приближены к требованиям IMO, особенно в вопросах безопасности и спасения жизни на море. Основным документом для яхтсменов является «Специальные правила ИСАФ для морских гонок СП-1014» (The ISAF offshore special regulation for 2014-2015). Цель этих правил установить единые минимальные стандарты снабжения, обитаемости и обучения для яхт, участвующих в морских гонках. Другим важным документом является глава 3 «Международной Конвенции по охране человеческой жизни на море СОЛАС-74/93 (International Convention for the Safety of Life at Sea SOLAS-74/93).

Тексты этих документов открыты для широкой публики в Интернете, поэтому нет смысла переписывать их в этой лекции. Я постараюсь только дать тезисы для изучения и комментарии  по отдельным положениям.


ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ БЕЗОПАСНОСТИ НА МОРЕ.

1. Поддержание яхты и устройств в технической готовности. Читайте  требования раздела 3 и 4.
The ISAF offshore special regulation for 2014-2015. И по каждому пунктику проверьте и укомплектуйте свою яхту в зависимости от района плавания. Для яхт зарегистрированных в ГИМС эти требования максимально упрощаются и приведены в судовом билете маломерного судна (раздел обязательные нормы снабжения). Даже далекий от моря человек поймет степень отличия озабоченности о сохранении жизни на море у этих организаций.

2. Организация несения вахты. Несение вахты должно быть:
а. качественным (т.е вахту несут подготовленные яхтсмены, имеющие сертификат, подтверждающий их компетентность).
б. непрерывным.
Ответственность за организацию вахты несет капитан, а за выполнение обязанностей на вахте – вахтенный помощник.
Наиболее узкий временной интервал при несении вахты – это пересменка. Для этого система безопасности на борту яхты должна предусматривать соответствующие процедуры (говоря простым языком мероприятия). Это:
- прием вахты (получение от старой вахты приказаний капитана по несению вахты и изучение обстановки),
- прибытие новой вахты за 10-15 мин  до смены для адаптации и изучения обстановки,
- запись в судовом журнале. Вахту сдал Иванов. Вахту принял Сидоров.

3. Наличие минимального экипажа на борту. Количество экипажа определяется от размерений яхты, района и времени плавания. И оно  не прописано конкретным числом, главный критерий - способность организовать вахту и действовать в аварийной ситуации. Как отечественный, так и международный опыт, показывает очень большую настороженность к одиночным плаваниям (это возможно только при соответствующем спасательном обеспечении, что и делается в гонках одиночек). Конечно, запретить одиночное плавание ни ISAF ни ГИМС законодательно не могут. Поэтому  основное правило «Специальных правил ИСАФ для морских гонок СП-1014» говорит:
«Только яхта ответственна за своё решение принять участие в гонках или продолжить гонку.
Ни установленные Правила, ни их использование проводящей организацией, ни контрольный осмотр яхты по этим требованиям  ни в коей мере не ограничивают и не уменьшают полную и неограниченную ответственность лица».
Т.е безумству храбрых, поем мы песню.  
Что касается максимального количества экипажа на борту, тут проще. Эта цифра должна быть указана в судовом билете. Как правило, это количество равно спальным местам.

4. Обеспечение готовности экипажа к борьбе за живучесть яхты и спасению.
Это  подготовленность экипажа по использованию индивидуальных, коллективных спасательных средств, борьбе с пожаром, затоплением, устранением неисправностей,  действиями  в других аварийных ситуациях, а также покиданию яхты. Для этого члены экипажа проходят подготовку в береговых учебных центрах на тренажёрах (получая свидетельство по способам личного выживания, противопожарной безопасности и борьбе с пожаром , оказания первой медицинской помощи, личной и общественной безопасности. Сокращенно начальное Свидетельство СОЛАС). Такое свидетельство обязательно для тех, кто хочет получить международные права капитана яхты (следующая ступень после бербоут шкипера). Для получения капитанских дипломов ГИМС это правило пока не распространяется.

На борту серьёзной яхты должна быть схема сигналов тревог (общая тревога, «Человек за бортом» и оставления яхты). На яхтах попроще эти сигналы заменяет испошный вопль первого заметившего пожар, повреждение корпуса, человека, упавшего в воду, а также команда на покидание яхты.

Капитаны, которые ответственно относятся к жизни экипажа, должны составлять «расписания по тревогам» в которых указать действия каждого члена экипажа в конкретной аварийной ситуации. Кроме этого систематически проводить тренировки и учения по борьбе с пожаром, затоплением и особенно покиданию яхты. Перед выходом яхты в морское плавание обязательно проводится учение по покиданию яхты. К сожалению, таких ответственных яхтенных капитанов у нас днем с огнем не найти.


ПОНИМАНИЕ КОМАНД, ИСКАЖЕНИЕ ИНФОРМАЦИИ.
Если на борту яхты есть международный экипаж, то капитан должен установить рабочий язык общения, понятный для всего экипажа. Для нас желательно, чтобы это был русский. Но, к сожалению, на море международным языком общения установлен английский. Поэтому если у вас международный экипаж или планируется плавание в нейтральных или иностранных водах, заход в иностранный порт, (марину) надо хотя бы на минимальном уровне знать английский язык. Такой язык называется морским английским. Минимум грамматики, знание нескольких модальных глаголов (я хочу, я могу, мне нужно, вы должны), пары сотен существительных, прилагательных , простых глаголов и нескольких предлогов, плюс жестикуляция рук, ног и лица позволят вам быть понятым и понять даже китайца. Выражение типа «не могли ли вы быть столь любезны показать мне место стоянки у причала в яхтенной марине» легко заменяется на «Where is my berth» (Где мой причал?).

Для совсем уж неодарённых, издан «Стандартный морской словарь разговорник». Где на русско-английском можно найти интересующий вопрос (ответ). И тогда общение может для примера быть такое.
ВЫ: I will use the Standard Marine Navigational Vocabulary. Question number 16.1 (Какое вы имеете предупреждение о тропическом шторме?)
ВАМ: Answer number 16.2. Position Latitude 15 degrees 34 minutes North Longitude 061 degrees 29 minutes West.

Совсем забыл, надо ещё уметь считать до десяти!


УСТАНОВЛЕНИЕ ВЗАИМООТНОШЕНИЙ НА ЯХТЕ.
Очень важная тема. Но это больше тема психологов и писателей – маринистов. Рекомендую если не прочитать, то посмотреть экранизацию романа Джека Лондона «Морской волк».


ИНСТРУКТАЖ ПО БЕЗОПАСНОСТИ.
Яхта является объектом повышенной опасности. Поэтому, как любой работодатель, капитан яхты, первым делом принимая матросов в команду или пассажиров на борт должен провести занятие по безопасности. У моряков такое занятие называется Safety tour. С родным экипажем такое занятие не проводится, т.к все члены экипажа должны иметь соответствующие сертификаты (матроса, вахтенного помошника, капитана), выданные в соответствии с государственным законодательством. С приглашенными членами экипажа и пассажирами Safety tour проводится обязательно с записью об инструктаже в судовой журнал перед выходом в море.

Объём Safety tour зависит от района и продолжительности плавания, ожидаемых погодных условий. В общем случае он должен включать:

1. Название яхты, порт приписки, флаг. Основные размеры яхты и разрешенный район плавания. План и маршрут плавания. Конечный пункт прибытия. Ожидаемые метеоусловия.
2. Правила поведения на борту.
3. Место нахождения и правила использования спасательного круга, индивидуальная подгонка и проверка спасательных средств (спасательный жилет, страховочный пояс).
4. Правила использования коллективных спасательных средств (спасательного плота).
5. Распределение по каютам (при ночевке на яхте).
6. Правила пользования основных судовых систем  (электрической, фановой, газовой, водяной и водоотливной, противопожарной).
7. Место хранения медицинской аптечки и её содержимое, особенно средств от морской болезни.
8. Размещение запасов продовольствия.
9. Место хранения пиротехнических средств, правила их использования.
10. Способы подачи сигнала бедствия.
11. Обязанности по вахтам и «расписанию по тревогам».
12. Рекомендации по одежде яхтсмена.


Теперь поподробнее по пунктам. На примере капитана чартерной яхты с пассажирами.

Здравствуйте дорогие друзья. Я капитан яхты «Беда» Меня зовут Врунгель Робинзон Абрамович. Наша яхта под российским флагом постройки 1995 года. Порт приписки Калининград. Длина яхты 12 метров, осадка 2 метра. Разрешенный район плавания Балтийское  море при ветре до 8 баллов, высота волны 5 метров. Яхта технически исправна и имеет все документы. Маршрут плавания Калининград Гданьск-Калининград 100 миль. Время в плавании 3 суток. Ожидаемая погода. Ветер западный 5 м\с, море 2 балла, видимость 7 миль, ясно, без осадков. Температура воздуха +20, воды +20. При себе иметь загранпаспорта с визами.

Общие правила на борту. На борту находиться в сменной обуви. Уличные башмаки оставьте в специальном ящике перед входом на яхту. Разместите свои вещи под койками, которые я вам укажу. Продукты сдайте мне. Экипаж разместит их для хранения. У нас на борту сухой закон. Спиртное можете употреблять только на берегу. Просьба не трогать оборудование яхты, пока вам не покажут, как им пользоваться. На ходу яхты лучшее место для вас на кормовом сиденье (баночке) или в кокпите. Где это находится, вам покажут. Перемещаться по яхте на ходу можно держась за поручни на надстройке спиной в сторону моря. Показываю вам, как это делается. При необходимости мы можем привлечь вас для помощи в настройке парусов и судовых работах. Просьба соблюдать меры по предупреждению загрязнения моря и не бросать ничего за борт.

Сейчас я покажу вам индивидуальные спасательные средства, вы наденете их на себя и подгоните под свои размеры. Молодцы. Теперь проверим исправность световых приборов, свистков и ремней. Все исправно. Положите свои спасательные жилеты и страховочные  в рундуки под вашей койкой. И при необходимости используйте только свои спасательные средства. Дети и кто не умеет плавать должны быть на причале и борту яхты в одетых спасательных жилетах. В остальных случаях команду на одевание жилетов я дам дополнительно. Но можете одеть их самостоятельно, никто над вами смеяться не будет.

Спускайтесь внутрь яхты. Я покажу вам ваши каюты и основные помещения на яхте. Вот ваши места. Положите для хранения ваши спасательные средства. Если кто возражает, мы посмотрим, как удовлетворить вашу просьбу и переместить вас в другую каюту.

Сейчас я покажу, где находятся и как пользоваться основными судовыми системами. Вот электрический пульт. На нем подписаны выключатели всех потребителей электричества. Освещение кают, холодильник, навигационные приборы, судовые огни, водяные помпы, душ, туалет. Вот выключатели освещения в каждом помещении. Просьба экономить электроэнергию.

Газовая плита включается следующим образом. Не забывайте перекрывать вентиль подачи газа при неиспользованной плите.

Душ, туалет имеют подачу пресной воды от помпы. Помпа включается здесь. Общие запасы пресной воды 300 литров. Поэтому без необходимости не расходуйте её. Показываю, как пользоваться душем и туалетом. Просьба не бросать бумагу и бытовой мусор в унитаз, он может забиться.

В районе двигателя и газовой плиты находятся огнетушители. Они включаются следующим образом.

Здесь находится медицинская аптечка с перевязочными материалами и основные препараты от боли в голове, сердце, желудке, средство от морской болезни.

Скоропортящиеся  продукты сложим в холодильник. Остальные экипаж разложит по рундукам. Готовить еду будем коллективно, при желании можно заказать персональное меню.

В этом ящике находятся пиротехнические средства. Сигнальные ракеты и дымовые шашки. Показываю, как ими пользоваться. Они используются исключительно для подачи сигнала бедствия. Сигнал бедствия можно подать также с помощью радиостанции. На этой инструкции перед радиостанцией приведен порядок действий при подаче сигнала бедствия MAYDAY. Координаты нашей яхты вы можете посмотреть на приемнике GPS.

Теперь давайте распределимся по вахтам. Вахту будем нести по 4 часа. На каждой вахте будет один дипломированный вахтенный помошник капитана и в помощь ему вы. Итак:
1 Вахта. Иванов, Петров с 00.00 до 04.00 и 12.00 до 16.00.
2 Вахта. Сидоров Осипов с 04.00 до 08.00 и 16.00 до 20.00.
3 Вахта. Ильин Пугачев с 08.00 до 12.00 и с 20.00 до 24.00.

В аварийной ситуации будет объявляться общая тревога. Весь экипаж расписан по действиям  в случае тревог. Ознакомьтесь с  «Расписанием по тревогам»  на переборке у входа в яхту.

Погода ожидается солнечной, поэтому рекомендую одеть шорты, майку, головной убор и солнечные очки. Не забудьте смазать кожу солнцезащитным кремом.
Уфф. Устал рассказывать. Отдаем швартовы.

С уважением,
Сергей Евченко.



Фото - Сергей Евченко.