Медиа > Новости

Школа для яхтсменов «Ветреное увлечение». Занятие 3 - Спасательные средства.
Школа для яхтсменов «Ветреное увлечение». Занятие 3 - Спасательные средства.
В Кодексе ЛСА описаны требования к индивидуальным спасательным средствам, визуальным сигнальным средствам, спасательным шлюпкам и плотам а также другим спасательным устройствам. Найти этот документ очень просто в Интернете. Эту же тему применительно к парусным яхтам развивает ISAF в ранее уже упомянутом документе «Специальные правила ISAF» (Offshore special Regulation).

Для лентяев делаю краткую выписку из этих документов с комментариями.

Спасательные средства делятся на:
- индивидуальные (спасательные круги, спасательные жилеты, гидрокостюмы, защитные костюмы, теплозащитные средства).

- спасательные шлюпки и плоты (если вы владелец небольшой яхты, то можно ограничиться только плотом. Но, если ваша фамилия Абрамович, на борту должны быть еще и спасательные шлюпки).

- визуальные сигнальные средства (по простому, пиротехника). Хотя в этом документе не прописано, но сюда же можно отнести радиосигнальные средства, всевозможные радиобуи и маркеры.

- и другие, про которые нам яхтсменам - не абрамовичам не очень интересно.

Документ регламентирует параметры и диапазоны мм, кг, сек, килоньютонов, килоджоулей и килолюменов. Оно нам надо? Но основные требования все же перечислим.
1. Яркая индивидуальная окраска (желтый, красный, оранжевый).
2. Материал изготовления химически нейтрален к морской воде и нефтепродуктам.
3. Выдерживать открытый огонь минимум 2 секунды.
4. Диапазон температур от -35 до +60 градусов.
5. Материал не должен терять более 5% плавучести в сутки.


СПАСАТЕЛЬНЫЕ ЖИЛЕТЫ (Lifejackets).

Среди огромного разнообразия спасательных жилетов можно выделить две большие группы:
- водоизмещающие (плавучесть обеспечивается жесткими блоками плавучести),
- надувные (плавучесть обеспечивается объемом воздуха).

В настоящее время наиболее распространены именно надувные спасательные жилеты из-за их компактности. Спасательные жилеты отличаются не только по типу плавучего материала, но и по условиям применения (океан, море, озеро или дачный пруд), по размерам (взрослый, детский), есть отдельные спасательные жилеты для собак. Стандартом ISAF для морского плавания установлен минимальное значение  поддерживающей силы 150 Nдля взрослых, 50N для детей и 275N для океанского плавания. Все жилеты для морского плавания должны иметь:

- сертификат завода изготовителя с датой изготовления, одобренного регистром.
- клеймо Регистра о ежегодной проверке.
- систему фиксации (ремни и лямки).
- светоотражающие ленты на каждой стороне жилета общей площадью 400см кв.
- светосигнальную систему (лампочка и источник питания).
- полный адрес яхты (название, порт приписки).
- подголовник для удержания головы в положении над водой и брызгозащитный экран для лица.
- свисток.


Дополнительно жилеты могут снабжаться страховочным линем. Если вы покупаете жилеты или проверяете их наличие на яхте необходимо убедиться, что они соответствуют требованиям к морским жилетам. Количество спасательных жилетов должно быть равно количеству членов экипажа + один. Система фиксации жилеты подгоняется индивидуально под каждого члена экипажа. Хранятся жилеты индивидуально под койкой.


ПРЕНЕБРЕЖЕНИЕ ЭТИМ ТРЕБОВАНИЯМ. Случай из практики.

Осенью  2010 морской прогулочный катер вышел на морскую рыбалку в районе Внешнего рейда Балтийск. Погода: ветер запад до 5-7 м\ с, море 2 балла. Видимость 4-5 миль. Облачность 10 баллов. Температура воздуха +10, воды +10. Катер имел судовой билет, экипаж  4 человека. Трезвые и ответственные люди, одеты в спасательные жилеты. Рыбацкий азарт загнал катер на 12 миль от берега и вот там у них заглох двигатель. После очередной попытки запустить мотор он все-таки запустился. Но поскольку рукоятка газа осталась в положении полный передний ход, катер с места поднялся на дыбы и перевернулся вверх килем. Люди высыпались в воду и пытались держаться за днище катера. Через пару десятков минут их жилеты потеряли плавучесть и потянули людей на дно. Погибло 3 человека. Одному удалось забраться на днище катера и совершенно случайно его увидели и спасли с проходящего мимо судна. Главная причина гибели – жилеты были не морскими, а озерными. Их технические характеристики гораздо хуже, и через 20 минут, они, потеряв плавучесть, увлекли людей на дно.

В далекие 80 годы в Финском заливе погиб ленинградский яхтсмен, упавший за борт. Он был одет в спасательный жилет без подголовника и на сильной волне в лицо попадали брызги, из-за чего он не мог дышать и задохнулся.


СПАСАТЕЛЬНЫЙ КРУГ (Lifebuoy).

Каждая яхта должна иметь на борту спасательный буй для оказания помощи человеку, упавшему за борт. Количество спасательных кругов зависит от размеров яхты, а степень их «упакованности» от района и условий плавания. Если круг один, он размещается таким образом, чтобы рулевой не бросая штурвала, мог сбросить его за борт утопающему. Круг устанавливается в специальное крепление на релинге, обеспечивающее мгновенное извлечение из него. Всякие веревочки и замочки для крепления круга запрещены. Если  яхта большая, кругов может быть несколько . Главный принцип их размещения - равномерность.

Минимальные требования ISAF к спасательным кругам:
- сертификат завода изготовителя с датой изготовления, одобренного регистром,
- клеймо Регистра о ежегодной проверке,
- светоотражающие ленты  в четырех местах с каждой стороны шириной не менее 5 см,
- полный адрес яхты (название, порт приписки),
- спасательный леер вокруг внешнего диаметра круга, закрепленный в четырех местах,
- внутренний диаметр не менее 400 мм,
- минимальный вес 2 кг, максимальный 6.1 кг,
- иметь прикрепленный плавучий якорь,
- свисток,
- светосигнальная система (огонь и источник питания).

Правила разрешают хранить свисток и светосигнальную систему в отдельном мешке (lifesling), снабженному светоотражающими лентами и прикрепленному к спасательному кругу.

Более продвинутые версии спасательных кругов должны иметь в добавок прикрепленную спасательную веху, на которой прикрепляется передатчик МОВ  («человек за бортом») или МОВ модуль. Комплектация спасательных кругов зависит кроме размеров яхты от района и условий плавания, а также гоночных правил, установленных организаторами регат.


ГИДРОКОСТЮМЫ.

Если вы не участник гонки «Volvo ocean», пропустите эту тему. Гидрокостюмы требуются только в районах гонок с категорией «0». Трансокеанская гонка,  в которой яхты, длительное время подвергающиеся опасности воздействия тяжелых штормов и серьезных аварий без надежды на постороннюю помощь, должны быть полностью автономны.


КОЛЛЕКТИВНЫЕ СПАСАТЕЛЬНЫЕ СРЕДСТВА - СПАСАТЕЛЬНЫЙ ПЛОТ (LIferaft).

Коллективные спасательные средства могут быть активными – это спасательные катера и шлюпки, способные маневрировать с помощью двигателя, вёсел и паруса. А также пассивные, которые могут перемещаться только по воле божьей, под воздействием ветра, течений и волн.

На яхтах могут применяться спасательные надувные плоты разных конструкций и они должны удовлетворять требованиям либо стандарта ISO 9650 Liferaft, либо ISAF Liferaft. Эти плоты предназначены для спасения экипажей аварийных яхт в морских условиях при температуре от -15 до + 65 градусов. Стандарт SOLAS Liferaft  в соответствии  с LSA Code применяется на коммерческих судах. Эти плоты могут обеспечить выживаемость при температурах -35 до 65 градусов.  Плоты стандартов  SOLAS Liferaft  более габаритные и тяжелые и могут применяться только на больших яхтах, начиная с 15 м длиной. Конструкция плотов похожа, но в снабжении плотов стандарта ISO 9650 Liferaft  предусмотрено наличие аварийного имущества, запасов воды и продовольствия, а в плотах ISAF Liferaft аварийное имущество, запасы воды и продовольствия хранятся отдельно в специальном мешке Grad bag, который экипаж переносит в раскрытый плот. Содержимое Grad bag экипаж комплектует на берегу до выхода в море. Как правило  в Grad bag укладывают пиротехнику, ручную помпу, медицинскую аптечку, запасы воды, продовольствие, весла, рыболовные принадлежности, зеркало, нож, 30 метровый линь, плавучий якорь, ремонтный комплект, карты, аварийную радиостанцию и радиобуи.

Плоты устанавливаются на яхте с таким расчетом, чтобы можно было сбросить его в воду менее чем за 15 секунд усилиями одного человека. Перед установкой плота его надо поставить на «попа» ( отверстие пускового линя вверху) и убедиться , что пусковой линь не закусило. Плот устанавливается в крепление сливным отверстием вниз.


Эвакуация экипажа аварийной яхты происходит по этапам.

1 этап. Сбор экипажа у места высадки в плот. Команду на покидание аварийной яхты подает капитан, либо лицо его замещающее, после передачи сигнала бедствия MAYDAY. По этой команде экипаж выполняет действия  по расписанию покидания яхты. Если такое расписание не составлено капитан передает каждому члену экипажа персональное приказание на его действия (подготовка плота, вынос Grad bag, вынос судовых документов, дополнительных запасов воды и продовольствия, теплой одежды, радиостанции и другого аварийного имущества). Экипаж собирается на палубе в районе сброса плота, проверяется наличие всех людей и вынесенных запасов.

2 этап. Сброс спасательного плота. Проверяется надежность крепления пускового линя к корпусу яхты. Спасательный плот освобождается от креплений и по команде сбрасывается в воду. Далее надо выбрать слабину пускового линя и резко дернуть за него. При рывке пусковой линь активизирует баллон сжатого воздуха, плот раскрывается и надувается в рабочее состояние. Подвести плот к месту посадки с помощью пускового линя и закрепить его у борта  яхты.

3 этап. Посадка людей и отход от аварийной яхты. Установить очередность посадки в плот. Убедиться, что у экипажа нет режущих приборов и элементов на одежде, способных повредить плот. Команду на эвакуацию даёт капитан. Первыми спускаются самые крепкие и ловкие, чтобы оказать помощь другим членам экипажа. Если плот перевернулся, они и восстанавливают  плот в рабочее положение. Посадка в плот должна по возможности выполняться сухим способом, без прыжка в воду. Прыгать надо на дуги и тент, животом вперед. После посадки всего экипажа в плот отойти от яхты на полную длину пускового линя (20-25 м) и наблюдать за состоянием яхты. Отрезать пусковой линь только в случае погружения яхты в воду и её неминуемой гибели. Ну а далее молиться богу.

Нельзя обрезать пусковой линь, если яхта находится на плаву. На ней гораздо больше запасов, она более заметна, на ней есть радиоаппаратура большей дальности, на ней гораздо комфортней, даже если внутри вода. И совсем не факт, что она утонет.


Случай из жизни.
Несколько десятилетий назад в прессе была информация о счастливом спасении французских яхтсменов, которые находились внутри перевернувшегося катамарана более месяца дрейфовавшего в Средиземном море, но так и не утонувшем. Все это время яхтсмены находились внутри корпуса катамарана в воздушном мешке, по пояс в воде. Катамаран смог обеспечить их продуктами, водой и крышей над головой (если это так можно назвать).

Известны случаи выживания в плотах после аварии яхты более 2 месяцев (Бомбард). Но статистика приводит более печальные цифры. В среднем, если через 2-3 дня не приходит помощь, условия нахождения в плоту становятся не выносимыми и у людей, если они не умерли от переохлаждения, едет крыша.


ВИЗУАЛЬНЫЕ СИГНАЛЬНЫЕ СРЕДСТВА (flares).

Все яхты в соответствии со «Специальными правилами  ISAF» (Offshore special Regulation) должны иметь на борту как минимум следующие пиротехнические средства для подачи сигнала бедствия:
6 красных парашютных ракеты,
4 красных ручных ракеты,
2 оранжевых дымовых шашки.

Сигнальные ракеты, упакованные в спасательные плоты или Grab bag не входят в это количество и считаются отдельно. Каждое сигнальное средство должно иметь действующую дату использования на период плавания. Пиротехнические средства хранятся в водонепроницаемой емкости, вблизи от входного люка.

Обязательные нормы снабжения яхты пиротехникой по версии ГИМС выглядят так:
4 фальшфейера красного огня, 4 фальшфейера белого огня (где они такой вообще нашли), 3 красных парашютных ракеты.

Есть еще один вариант загрузки ракет:
4 фальшфейера красного огня, 4 сигнальных ракеты красного огня, 2 дымовых шашки оранжевого огня.

Бери по максимуму. Не забывая, что ракеты достаточно дорогие, и покупать их надо в магазине с документами. Покупка ракет по-дешёвке с рук, грозит уголовной статьёй, за хранение и распространение боеприпасов.


Случай из жизни.
Внимательно изучите инструкцию по использованию сигнальных ракет. Не используете просроченную пиротехнику, она может сработать с замедлением, когда вы уже отчаявшись в ожидании вылета ракеты, опустили руку или положили ракету на палубу. Последствия не буду описывать. Другой пример запуск парашютных ракет. Читайте инструкцию. Как правило, они должны запускаются из специальных металлических стаканов, приваренных к кормовому релингу. Если вы пустите её с руки, то не удивляйтесь, что вместе с ракетой улетят несколько ваших пальцев или вся рука целиком. Больно!


ДРУГИЕ СПАСАТЕЛЬНЫЕ СРЕДСТВА (не по Кодексу ЛСА).

К ним можно отнести радиолокационный отражатель, аварийные радиобуи EPIRB  и  SART переносную  аварийную радиостанцию VHF, прожектор, огнетушители, противопожарную ткань, штормовые леера, аварийный румпель, плавучий якорь, туманный горн, водонепроницаемый фонарь, запасные лампы, аварийные навигационные огни, аптечку скорой медицинской помощи, лаг, ручной эхолот, плавающий спасательный линь 15-25 м с кольцом (Александрова).

Более подробно об этих спасательных средствах по ходу других лекций. А вот про главнейшее спасательное средство яхтсмена сейчас. Это страховочный пояс (safety belt).

Страховочный пояс, также как спасательный жилет, должен быть у каждого члена экипажа и подогнан индивидуально. Страховочный пояс должен иметь систему фиксации и два линя длиной по  метру с карабинами на конце. Этими карабинами яхтсмен прикрепляется к оковкам на палубе, что не даст возможности быть смытому за борт. Страховочные пояса одеваются по команде капитана, либо самостоятельно в штормовых условиях или ночном плавании. Перемещаться по палубе не пристегнувшись очень опасно. При перемещении для работы с парусами карабины страховочного пояса пристегиваются к штормовым леерам, закрепленным к палубе. Это позволяет иметь большую свободу перемещения.


Случай на море.
Не только океан, но и более тихие воды очень коварны и ждут своего часа проверить и забрать вас. Произойти это может в любой момент, даже в прекрасную погоду. Так океан подстерег выдающего яхтсмена, легенду парусного спорта прошлого века Эрика Тобарли. За свою парусную жизнь он был неоднократным победителем трансокеанских гонок яхтсменов-одиночек, а беда подстерегла его в относительно спокойном Ла-Манше, вблизи берегов. В компании друзей он отправился из Франции в ирландский порт Корк на празднование 100-летия со дня постройки своей яхты. Ночью на переходе, работая с парусами его ударило гиком при самопроизвольном повороте фордевинд. Ударом Эрика сбросило за борт. Найти его не удалось. Море забрало выдающего яхтсмена.
Пристегивайтесь страховочным поясом, это сильно уменьшит ваши проблемы.


С уважением,
Сергей Евченко.




Фото - Сергей Евченко.