Медиа > Новости

Школа для яхтсменов «Ветреное увлечение». Занятие 5 - Такелажная подготовка
Школа для яхтсменов «Ветреное увлечение». Занятие 5 - Такелажная подготовка

Такелажное дело – это искусство. И хранителями тонкостей этого искусства на флоте традиционно считаются боцмана. Сейчас в век электроники и синтетики потребность в их творчестве значительно сократилась, и большинство яхтсменов предпочитает плетеным кранцам обычные резиновые баллоны. Но искусство убить невозможно. Поэтому в любом яхт-клубе есть энтузиасты, которые с любовью относятся к разным веревочкам и тросам. В идеале здорово, если на вашей яхте появится такой фанат , он с любовью разберет ворохи веревок в ахтерпике и превратит их в яхтенный такелаж. Да и возродятся лучшие морские традиции!

Классический боцман должен быть грубоватым, простоватым, но необычайно требовательным к порядку и чистоте. Поэтому без лишних сантиментов:

«Три тысячи чертей, разрази тебя гром. Бушприт Дейви Джонсу в пасть, греметь мне якорями, кошку в пятки портовым двуногим крысам. Начинаем курс такелажки».

Поскольку в лексиконе настоящего боцмана слова из словаря Даля встречаются не так часто. То давайте определимся с терминологией.

Трос – специальной выделки веревка.

Бухта – упаковка нового троса, свернутого шлагами.

Шлаг – оборот троса или снасти вокруг чего-либо, свободная петля снасти.

Конец – кусок троса, вырубленный из бухты.

Вырубить – отрезать от бухты кусок троса.

Штерт, кончик – короткий конец тонкого троса.

Ходовой конец – конец троса, находящийся в руках.

Коренной конец – закрепленный конец троса

Ворса – кусок каболки старого растительного троса.

Калышка – петля на тросе.

Жаба, сделать Жабу (жаргонное) – калышка троса на лебедке.

Схватка – временное скрепление тросов ворсой или штертом.

Материалы для изготовления тросов можно разделить на три большие группы:

  • растительные троса( сизальский, пеньковый, манильский, хлопчатобумажный, кокосовый, джут, льняной);
  • синтетические ( капрон, нейлон, лавсан, дакрон, кевлар, полиэтилен, полипропилен, полиамид, полиэстер);
  • стальные (оцинкованный трос, нержавеющий трос, струна-цельная проволока).

Измерение тросов

Растительные троса измеряются по окружности(О), стальные по диаметру (Д). Синтетические либо по окружности, либо по диаметру (О,Д)

Прочность троса

Ориентировочно прочность троса можно определить по их размеру и материалу изготовления.

Разрывная прочность – нагрузка при которой трос рвется.

Рабочая прочность – нагрузка, которую можно применять к тросу длительное время, не рискуя порвать трос. Рабочая прочность берется в 6 раз меньше разрывной, а при работе с людьми в 12 раз меньше.

Рабочая прочность растительного трос – 0.08 (О) кг.
Синтетического (кроме кевлар) – 2 раза прочнее растительного.
Стальной жесткий трос – 10 (Д) кг.
Стальной гибкий трос – 8 (Д) кг.
Кевлар – прочнее стального гибкого троса.
Мокрые растительные и синтетические тросы слабее сухих.

Если вас заинтересовала тема тросов и работы с ними. Начните с Википедии, затем ролики You Tube и рекомендую книгу https://www.yumpu.com/.../splicebook-splicebo.

Подводя итоги. Растительные тросы применялись до развития химии и производства синтетических тросов. Теперь им место в музее.

Огромное разнообразие синтетических тросов затрудняет выбор. Основные рекомендации:

  1. Трехпрядный капроновый трос (multi –strand laid ropes) хорош для изготовления сувениров и наглядных пособий типа « учись вязать морские узлы»;
  2. Плетеный восьмипрядный капроновый трос (square plaits) очень мягкий и лучший для изготовления швартовых концов;
  3. Полипропиленовый трос – очень легкий , не тонет. Применяется как линь спасательного круга, плавающий конец Александрова, можно для мурингов;
  4. Для топенантов и оттяжек лучше применять кевларовые троса Hollow Braids out of higt modulus fibres ( Dyna One, Dyneema, Trimm);
  5. Для шкотов, фалов применяется кевларовый трос в оплетке Ropes with high modulus fibre cores ( Vestran, Dyneema,Dynamix).

Всем хорош кевлар, но дорогой, боится солнечных лучей, не очень любит работать в морской воде, не любит трущихся поверхностей и срок жизни его не велик. Максимум 5 лет. Но это лучшие троса на сегодняшний день!

Стальные троса применяются для стоячего такелажа ( крепления мачты к корпусу яхты) . Современные жесткие стальные троса из нержавеющей стали наиболее распространены. Для работы с этими тросами требуются услуги береговых мастерских.

Морские узлы

Одна из обязанностей матроса на яхте – работать со снастями, а значит, в том числе приходится завязывать всякие веревочки. В обязанности боцмана входит следить, чтобы эти веревочки были завязаны правильными, так называемыми морскими узлами, поскольку по ним можно сделать вывод о подготовке экипажа и его морской культуре. Существует несколько мнений по этому вопросу.

«Любой узел, завязанный в море на борту яхты, считается морским». С точки зрения филологии поспорить с этим трудно. Но затем у нашего боцмана и кулак в полпуда. Это довольно веский аргумент в его пользу.

«Бывает морской бантик и двойной морской бантик». Здесь тоже трудно возразить, все узлы состоят из сочетания «бантиков» . Но на самом деле последовательность вязания этих бантиков строго регламентирована и применяются они для конкретной задачи.

Характерные особенности морских узлов — надежность, относительная простота вязания, способность многих из них не затягиваться при нагрузке и легко раздаваться даже намокшими.

В морском деле каждый узел имеет совершенно определенное назначение. Поэтому яхтсмен должен не только уметь вязать тот или иной узел (даже в темноте), но и твердо знать, в каком случае его применять и как быстро раздать.

По этой ссылке можно найти основные морские узлы www.argolis-yacht.ru/School/School_YH/School_YH_12.htm

В программу экзамена по такелажной подготовке входят умение завязать с закрытыми глазами следующих узлов:

  1. прямой узел (reef knots);
  2. рифовый узел (slipped reef knots);
  3. беседочный узел, беседочный узел на себе ( bow line);
  4. рыбацкий штык (anchor bend);
  5. шкотовый и брамшкотовый узел ( sheet bend, double sheet bend);
  6. выбленочный узел (clove hitch);
  7. восьмерка (figure of eigth).

Как вяжутся эти узлы можно посмотреть видео на You Tube «9 most useful Sailing/Boating Knots (Revised - better angle)».

На экзаменах проверяется умение сложить трос в бухту для хранения (см. видео How to coil a rope или Life is Like Sailing - How to Coil a Line (with no twists).

А также закрепить трос за швартовую утку (см. видео How to tie a cleat).

Этого вполне достаточно для начала, чтобы не получить от боцмана лестный отзыв о своей личности. Типа: «Абордажный лом с хреном во все дыры 333 раза, потный пожиратель рыбьих потрахов, мать твоя каракатица!».

Спасибо за внимание.
С уважением, Сергей Евченко.