Медиа > Новости

Школа для яхтсменов «Ветреное увлечение». Занятие 6 - Швартовка яхты.
Школа для яхтсменов «Ветреное увлечение». Занятие 6 - Швартовка яхты.

Теперь, приобретя яхтенную одежду, изучив спасательные средства, получив добрые слова от опытного боцмана мы можем приступить к главной обязанности матроса - швартовке яхты к причалу.


Швартовка яхты - лакмусовая бумажка подготовки экипажа. Можно швартоваться примерно вот так (см. You Tube Прикольная швартовка.mp4). Эффектно не правда ли? Но второй раз может и не получиться.

Можно невольно устроить цирковое представление как вот эта яхта (см. You Tube Швартовка катамарана за синий конец). Шоу придурков. Без комментариев.

Можно вот так (см. You Tube Швартовка яхты лагом в одиночку). Правда не совсем понятно зачем рвать гланды через задницу. Не проще ли было просто подойти лагом?

А можно и так (см. You Tube Неудачная швартовка).

Теперь приобретя отрицательный опыт можно показать и хорошие примеры (см. You Tube Швартовка кормой и Яхтенная школа АМС. Швартовка лагом). 


Для начала, рассмотрим какое оборудование и снабжение  для этого имеется на яхте.


Швартовые концы.  Служат для крепления яхты к причалу.

photo 1.PNG.jpeg



Кранцы. Надувные резиновые баллоны. При установке между бортом яхты и причалом или бортом соседней яхты они предохраняют борт от повреждений.

photo 2.PNG


Отпорный крюк. Палка длиной 1.5- 2.5 метра с крюком на конце. Служит для отталкивания яхты от причала или подтягивания к нему, захвата швартового буя, а также подьема с воды каких либо предметов.

photo 3.PNG


Бросательный конец. Тонкий, легкий конец длиной 25-30 метров, на конце которого закреплен груз (называется легость). Служит для подачи швартового конца на большое расстояние.

Переходной трап. Служит для выхода экипажа с кормы яхты на берег.


photo 4.PNG



Палубное оборудование (клюзы, полуклюзы, швартовые утки). Устройства для крепления швартовых концов на палубе яхты.


photo 5.PNG



Амортизатор швартового конца. Крепится к швартовому концу и служит для амортизации динамических нагрузок при натяжении швартова.


photo 1.PNG


Швартовые концы удерживают яхту у причала. Желательно, чтобы они делали это достаточно бережно, - швартовые веревки должны пружинить, смягчать рывки лодки на волне или под ветром. В связи с этим нельзя использовать в качестве швартовов  фалы или шкоты, у которых задача противоположная – растягиваться как можно меньше, и которые уже изготовлены с некоторым преднатяжением. 

Лучшие швартовы из капронового восьмипрядного троса. По этой же причине швартовые концы  не должны быть слишком короткими: их длина должна составлять минимум 6 метров, а в среднем  корпус лодки, причем, чем хуже условия стоянки, тем длиннее должны быть швартовые концы. 

Другая крайность очень длинный швартов, который создаст одни трудности (см. You Tube Швартовка катамарана за синий конец). После окончательной настройки длины швартовы должны слегка провисать. С обоих сторон на швартов накладывается марка, не позволяющая тросу распускаться. Кроме этого на одном из концов швартового конца заплетается или завязывается (беседочным узлом) петля, которая называется огон

Если вы швартуетесь на короткое время, например, на заправку, достаточно носового (Bow Line) и кормового (Stern Line) швартова, которые не дают носу и корме отойти от причала. Если стоянка продолжительная, необходимо обязательно задать шпринги: носовой (Bow Spring) не даст лодке уходить вдоль причала вперед, а кормовой (Stern Spring) – назад:


photo 2.PNG-2.jpeg

рис. 1 


Неопытные матросы во время швартовки лагом часто очень сильно притягивают носовой швартов. Когда вы задаете швартовы, а начинаете  с носового и кормового, тяните носовой швартов без излишнего энтузиазма - иначе от причала отойдет корма.

Если причал оборудован кнехтами (тумба для закрепления швартовых концов), то на кнехт правильно крепить конец швартова с огоном. См рис 2.

photo 3-2.PNG


рис. 2 рис. 2а


А свободный (ходовой) конец швартова крепится после натяжения на палубную швартовую утку.

Есть и другие способы подачи швартова на берег. Например, на береговой кнехт накидывается петля швартова, а оба свободных конца крепятся на палубе яхты (см. You Tube Швартовка яхты лагом в одиночку). Такой способ допустим, если швартуешься в одиночку.


Некоторые яхтсмены вместо огона закладывают на кнехт ли причальную швартовую утку свободный конец швартова вот так (см. видео How to tie a cleat). Это допустимо, если причал их личный. В марине, где стоит много лодок, как правило, на один кнехт (швартовую утку) крепится несколько швартовов с разных лодок, такой способ неприемлем, т.к он не даст завести швартов другой лодке. Не удивляйтесь, если её хозяин недоумённо посмотрит на вас: «Чувак, ты не прав! Где ты так научился!»


Критерием яхтенного невежества считается наброшенный поверх первого огон второго швартового конца. Тогда ранее ошвартованная яхта не сможет отдать свой швартов без отдачи швартова,  наброшенного сверху. Самая сдержанная реакция капитана тогда будет «Fuck you» или «Scheize….» в зависимости от его воспитанности и национальности. Единственно допустимый вариант пропустить огон второго швартова под огон ранее заведенного швартова. См рис 2а.


При стоянке лагом у причала при наличии сильных приливо-отливных явлений, швартовые концы делаются более длинными и в период смены прилива они регулируются вахтой. Рис 3.


photo 4.PNG.jpeg

Рис. 3



Помимо швартовки лагом яхта может быть ошвартована к причалу кормой с заведением муринга или швартового буя. А также между причальных пальцев в боксе. См рис. 4.

photo 5.PNG.jpeg

рис. 4



Швартовка кормой к причалу  с заведением с носа яхты муринга или швартового буя наиболее распространена в иностранных маринах.


Установленная швартовый буй в общем виде выглядит вот так. Рис 5.


photo 1.PNG-2.jpeg

рис. 5


При швартовке к причалу кормой и швартовому бую палубный матрос при проходе буя цепляет его отпорным крюком и пропускает через рым носовой швартовый конец, постепенно потравливая его при смещении яхты к причалу. После чего свободный конец носового швартова крепится за палубную утку. Закрепленный под нужным натяжением носовой швартов не дает яхте навалиться  кормой на причал. Лучше всего пропускать носовой швартов через рым буя серьгой (т.е. просто пропуская конец внутри рыма). Это позволит при отходе от причала не подходить к швартовому бую, а просто выдернуть швартов из рыма буя.


Также очень распространен способ швартовки кормой к причалу с использованием муринга. Муринг представляет собой трос, один конец которого закреплен на причале в месте швартовки яхты, а второй прикреплен к мертвому якорю на дне гавани. Рис 6.

photo 2.PNG.jpeg

рис. 6 


В этом случае при швартовке яхты действия палубного матроса упрощаются. При подходе кормы к причалу он достает из воды муринг, переносит его на нос лодки и выбрав нужное натяжение, закрепляет за палубную утку.

Помните: первым должен быть задан наветренный швартов, а при отсутствии ветра – швартов, который остановит лодку.


Установка кранцев. 

Кранцы должны подбираться в зависимости от размеров яхты. Маленькие не будут предохранять яхту от удара, а большие занимают слишком много места при хранении. Вполне достаточно четырех бортовых кранцев и одного кормового. Для крепления кранца к борту в обух кранца заплетается (завязывается беседочным узлом) коренной конец троса длиной около одного метра из мягкого троса. Свободным концом троса кранцы, как правило, привязываются к леерам выбленочным узлом. Для страховки можно сделать дополнительный шлаг. Длина троса и место установки кранцев регулируется таким образом, чтобы кранцы были на весу, не касаясь воды и надежно защищали борт яхты. В простых условиях стоянки вывешивают по два кранца с каждого борта, при стоянке кормой к причалу в корме устанавливают дополнительный кранец. При ухудшении условий стоянки вывешиваются дополнительные кранцы, или переносятся кранцы с неопасного борта.


Цель нашей лекции не научить швартовке, это более продвинутый курс. Мы  рассмотрели   способы закрепления яхты у причала и применяемое для этого оборудование. Эти знания помогут вам представить общую картинку швартовки яхты к причалу и осмыслить свои действия. Перед швартовкой опытный капитан проинструктирует экипаж о порядке подхода к причалу и расставит матросов по местам, объяснив каждому, что он должен делать.


Спасибо за внимание,

Сергей Евченко