Медиа > Новости

Школа для яхтсменов «Ветреное увлечение». Занятие 7 - Устройство парусной яхты
Школа для яхтсменов «Ветреное увлечение». Занятие 7 - Устройство парусной яхты

Для того, чтобы хорошо изучить свою яхту надо в неё влюбиться. Не стесняться этого чувства, потому что у яхтсменов любовь к своей яхте  сродни отношению к женщине. Кстати, яхта и есть женщина. 


Why is a yacht called SHE?

A yacht is called a she because there is always a great deal of bustle around her. 

There is usually a gang of men about, she has a waist and stays. 

It takes a lot of paint to keep her good looking. 

It is not the initial expense that breaks you, it is the upkeep . 

She can be all decked out. 

It takes an experienced man to handle her correctly, and without a men at the helm, she absolutely uncontrollable.

She shows her topsides, hides her bottom, and when coming into port, always heads for the buoys.

Да простите за перевод , но где-то так.

Почему яхта называется она?

Яхта называется она, потому что вокруг неё всегда какая-то суета. Рядом с ней куча мужчин. У неё есть талия и округлые части. Она требует кучи различных средств, чтобы выглядеть хорошо. На своё содержание она требует столько средств, что может разорить вас. Она может быть украшена сверху донизу.  Ей нужен опытный мужчина, чтобы управлять ей. И без мужчины за рулем она абсолютно бесконтрольна. Она всегда выставляет свои лучшие стороны на показ, и прячет своё днище. И когда заходит в порт всегда следует за буями.

Не правда ли очень тонко подмечено! Посмотрите на фото. Неужели можно возразить!


elena-schooner-1.jpg


Поскольку мы начали приобщаться к парусному спорту, начинаем изучать яхту. Яхт как и автомобилей существует огромное разнообразие. Отличие одних типов авто от других определяется их назначением. Также и яхты могут быть гоночными, круизными, ретро и суперсовременными и даже служить символом крутизны её хозяина.

Прежде, чем начать подробное изучение устройства яхты рассмотрим их издалека. И уже по внешнему виду, можно их разбить на группы, т.е классифицировать. Эта классификация достаточно условная и не претендует на научное исследование, но в целом систематизирует изучение.

По применению

1.Гоночные яхты. Предназначены исключительно для спортивных соревнований. Здесь можно выделить группу фаворитов. 

А. Это Олимпийские классы яхт (470, 49er, Звездный. Лазер, Лазер Радиал, RSX, Финн, Эллиотт 6м). Все эти яхты строгие монотипы. Т.е построены по строгим правилам и не имеют внутри класса никаких отличий. Поэтому главную роль в победе играет мастерство экипажа. Основной район соревнований этих яхт находится в прибрежных водах, поближе к трибунам. Главное зрелищность борьбы, хорошая телевизионная картинка, а значит – деньги.

Б. Яхты монотипы для прибрежных  морских и океанских гонок. Могут быть разного размера. От детского швертбота одиночки «Оптимист» длиной 2.3 метров, до океанских 70 футовых яхт (командная океанская  гонка «Volvo Ocean Race». К участию в гонке допускаются яхты, соответствующие правилам класса Вольво 70: однокорпусная одномачтовая парусная яхта, максимальная длина корпуса — 21,5 метр, максимальная осадка 4,5 метра. Качающийся фальшкиль отклоняется от вертикальной оси не более 45°).  Эти лодки также объединяет то, что они строятся по единым правилам.

В. Гоночные яхты для гонок в различных условиях. Эти лодки могут иметь произвольные размеры и оборудование, а значит и разные скоростные качества. Для того, чтобы уровнять шанс на победу менее быстроходных яхт с более быстроходными все эти яхты  подвергаются обмеру и по результатам обмеров им присваивается гоночный балл. Система обмера - комплекс правил, позволяющих найти зависимость скорости яхты от её размеров, формы, площади парусов и других параметров. Систем обмеров много. Более подробно по ссылке.

Настоящее время ISAF (международная парусная федерация) поддерживает две системы обмера IR-2000 и  IMS (российский аналог RS). Существуют и более упрощенные версии обмеров ORC Club, RS-2000, Americap. Национальные федерации парусного спорта могут использовать и другие системы обмера. Так в Калининградской федерации парусного спорта прижилась система обмера принятая в Польше – KWR.

Таким образом в зависимости от  гоночного  балла яхта имеет гандикап -  коррекцию результатов регаты с учётом результатов обмера яхты. Целью коррекции является выявить мастерство спортсменов, выступающих на яхтах с различными ходовыми качествами.

Г. Яхты произвольной конструкции. Любая фантазия конструктора. Главное скорость и победа.

Общее в этих яхтах – все направлено ради достижения цели, победы. Отсюда минимум для комфорта экипажа, только выживаемость. 

2. Крейсерско-гоночные яхты. Предназначены как для морских гонок, так и для туристического плавания. Уровень комфорта в них гораздо более высокий по сравнению с гоночными яхтами. Вместе с тем они обладают хорошими скоростными и мореходными качествами. Разнообразие таких яхт (а их сотни типов) делают затруднительным выявление победителя в гонках. Поэтому такие яхты также обмеряются и имеют гоночный балл.

3. Круизные, прогулочные яхты. Экипажи этих яхт не ставят амбициозных целей. Они очень редко участвуют в гонках, да и то, в тусовочных «междусобойчиках». Главное на этих яхтах комфорт и безопасность. Минимум парусов, минимум их настроек. Relaxation and safety девиз этих яхтсменов. 


По типу корпуса

Килевые яхты (б). Яхты корпус которых имеет балластный фальшкиль.

Швертботы (а). Эти яхты вместо фальшкиля имеют выдвижное устройство, называемое шверт.

Яхты компромисс(в).  Имеют небольшой балластный фальшкиль, внутри которого расположен выдвижной шверт. Рис 2.


photo 1.PNG.jpeg рис.2



Многокорпусные. Катамараны с двумя корпусами и тримараны с тремя корпусами. Рис.3.

photo 2.PNG.jpeg рис.3


Тип корпуса 

достоинства

Недостатки 

Район плавания

Крейсерская

Килевая яхта

Большое боковое сопротивление

Большая остойчивость

Хорошая мореходность

Хорошая обитаемость

Большая осадка

Океан

Открытое море

швертбот

Малая осадка

Возможность выборки шверта

Малая остойчивость

Малая осадка

Плохая обитаемость

Закрытые водоемы

компромисс

Объединяет достоинства и недостатки килевых яхт и швертботов

Прибрежные воды

Большие закрытые водоёмы

Многокорпусные яхты 

Высокая начальная остойчивость

Комфорт

Хорошие скоростные качества

Малая осадка

Невозможность восстановиться после переворота

универсальность


Основное, чем нужно руководствоваться при выборе яхты - это каким образом она будет использоваться (гонки ,туристическое плавание или вызывать зависть соседей по даче), в каких водах ей предстоит плавать, какое количество спальных мест вам необходимо иметь на борту и, наконец, сколько вы можете заплатить за покупку и содержание яхты.


Какую яхту приобрести в Калининграде

Не в качестве рекламы, но для информации для. Калининградская область имеет более 200 километров прибрежной морской зоны и только два  возможных места базирования для морской крейсерской яхты, с большой осадкой. Кроме этого есть два больших залива по сто километров длиной каждый, но с небольшими глубинами от 2 до 5 метров. Отсюда напрашивается вывод о наиболее выгодном приобретении собственной яхты. Это яхта типа компромисс или каютный швертбот (в принципе тот же компромисс). Маленькая осадка (около 40 см) позволяет плавать во всех водах региона, включая реки и каналы. Заходить и базироваться в любом  доступном месте. Перевозка на трейлере, поэтому местом зимнего хранения может быть собственный огород. Относительно небольшая стоимость (подержанная лодка 10 лет от роду до 20 тыс. евро). Достаточно комфортные условия (4-6 спальных мест, камбуз, душ, туалет). Заваливающаяся мачта дает возможность ходить по каналам, а значит путешествовать по внутренним водным путям (единый международный водный путь Е-70 из Амстердама в Клайпеду). Хорошие ходовые и мореходные  качества. Яхта типа «Кобра 33» или «Yanmar» регулярно побеждают в местных регатах, в том числе и регатах открытого моря. Лодка очень уверенно ведет себя даже на волнении 4-5 баллов. Ну, и простота доставки. Эти яхты делают наши соседи – поляки. В соседней Польше это наиболее массовый тип яхты. А там их, не в пример нам, десятки тысяч.


По типу парусного вооружения

  1. Одномачтовые яхты (кет, шлюп, тендер).
  2. Двухмачтовые (шхуна, йол. Кеч).

По типу парусов

  1. Бермудское вооружение.
  2. Гафельное вооружение.
  3. Ну еще можно добавить рейковое разрезное (на шестивесельных военно-морских ялах).

Про остальные не буду упоминать , потому что редко можно встретить в наших водах.

Более подробно см.  www.mys.ru/Article_184.html


Основные размерения парусной яхты

Основные размерения парусной яхты это.

- длина максимальная L

- длина по ватерлинии Lквл

- ширина максимальная B

- ширина по ватерлинии Bквл

- осадка Тср

- свес носовой

- свес кормовой 

- высота надводного борта на миделе Fm

- высота борта в носу Fn

- высота борта в корме Fk


t1.gifрис.4


Теоретический чертеж яхты

Это изображение внешней формы яхты в трех проекциях:

- Бок – изображение при виде сбоку.

Полуширота- изображение при взгляде сверху.

Корпус- изображение при взгляде спереди и сзади.

boatwater-004.jpg рис.5



По этому чертежу можно построить корпус яхты.

photo 3.PNG.jpeg рис.6



Материалы, применяемые для постройки яхт

материал

достоинства

недостатки

дерево

Экологичность

Доступность материала

Малый вес

Хороший вид

Возможность сложных обводов

При хорошем уходе долгий срок службы

Сложность ухода

Дороговизна

Горючесть

Намокание

гниение

Аллюминивые сплавы

Малый вес

Пластичность

Возможность сварки

Коррозия

Сложность сварки

Дороговизна 

стеклопластик

Легкость

Технологичность

Возможность получения любых форм

Легкость ухода

Хороший внешний вид

Стойкость к гниению

Токсичность

Осмос

Низкая жесткость конструкции

Низкая теплопроводность, конденсат

Чувствительны к трению

сталь

Высокая прочность

Большой вес

Коррозия металла

Низкая теплопроводность, конденсат

Сложность ухода

армоцемент

Прочность

Простота ремонта

Нетехнологичны

Большой вес

Дешевизна материала

углепластик

Прочность

Легкость

Хороший внешний вид

Легкость ухода 

Стойкость к гниению

Чрезмерная дороговизна


Теперь, обогатившись некоторыми знаниями по устройству корпуса яхты, вам предстоят долгие бессонные ночи, какую же яхту назвать яхтой своей мечты. Информацию для этого мы вам подкинули.



Спасибо за внимание,

Сергей Евченко.



Источник фото - classic-yacht.asn.au